Учи ученого: что дает российским руководителям западная школа.

Бизнес образование покоряет новые рынки, активно предлагая свои продукты там, где быстро растет экономика — в Китае, в Бразилии, Индии… Форсированными темпами развивается бизнес- образование и в России, и это очень важный процесс для будущего нашей страны.

От российских руководителей часто слышишь: зачем нам западное бизнес-образование, если оно у нас не работает? Чему иностранные профессора могут нас научить, если мы сами построили успешный бизнес и лучше знаем, как работать в наших условиях?
Да и вообще чему могут научить успешных руководителей в бизнес- школе, тем более что западные методики у нас не работают?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять загадочную душу российского руководителя- лидера. Как управляют западными компаниями? Есть собственник (собственники), акционеры, совет директоров, которые назначают управляющего, ставят перед ним определенную цель. Не достиг цели — не получил бонус или, в худшем, случае, уволен. Так, по результатам исследования, проведенного консалтинговой компанией BoozGo среди 2500 крупнейших мировых публичных компаний, каждый третий, подавший в отставку в 2007 году, был вынужден сделать это из-за недостижения установленных ему целевых показателей.
Русская модель руководства характеризуется тем, что и собственник, и инвестор, и управляющий, как правило, представлены в одном лице. Руководитель вникает в каждую деталь и следует принципу «Я должен знать все». Возникает парадокс: руководитель совмещает функции оперативного управления и функции наблюдения за ходом бизнеса и принятия решения о максимизации стоимости компании (собственники, акционеры). То есть один человек ставит цели и несет ответственность за их исполнение. Если цель не достигнута, то он сохранит свой пост, так как в роли собственника не может уволить сам себя.Видя ошибки исполнителей, он старается контролировать каждое звено, тем самым переходя с уровня стратегического менеджмента на микроменеджмент.
нашим компаниям не свойственно коллегиальное управление и тем более принятие решений на среднем уровне. Решение принимает только руководитель, первое лицо.С другой стороны, он же несет полную ответственность за последствия этого решения. В кризисной, сложной ситуации, когда выработка и принятие решений требуют больше времени, чем обычно, армия ресурсов ждет решения сверху. Если даже сотрудники знают, что нужно делать, как распоряжаться ресурсами, они ждут от руководителя призыва к действию.
Еще одна яркая особенность лидерства по-русски — выстраивание отношений на основе личной преданности. Мы склонны работать только с теми, кому доверяем. Это рождает новый парадокс: часто доверие строится на эмоциональной привязанности, а не на необходимых компетенциях.Колоссальное влияние личности на бизнес и есть лидерство по-русски.
Следствие особенностей управления по-русски, совмещения функций собственника и управляющего, контроля за процессом, эмоциональной привязанности- трудной в делегировании полномочий. Можно по пальцам пересчитать российские компании, которыми руководит приглашенный (наемный) менеджер.
Почти все наши успешные лидеры-руководители создали свой бизнес в сложнейшую эпоху 1990-х годов. Они открыли новое для России понятие — бизнес, они брали на себя все риски, учились на собственных ошибках.Больше всего они ценят свой опыт. Люди дела, они очень серьезно относятся к тому, на что тратят время. Если появляется новая перспективная идея, ее почти моментально пробуют на практике. Ведь решение о внедрении новшеств зависит только от них, и это решение будет беспрекословно исполнено сотрудниками.
Есть и другой тип успешных лидеров — «люди из системы». Это те, кто долго шел вверх по карьерной лестнице, распоряжался каким то ресурсом и знал, как работает советская планово-командная система изнутри, какие тут возможности и проблемы. В девяностые годы позиции этой группы пошатнулись вместе с системой: пришло время предпринимателей.Но со стабилизацией экономики «люди из системы» вернулись в бизнес и сегодня успешно руководят компаниями. У таких людей есть замечательное качество — они умеют найти в сложной структуре тех, кто поможет выполнить конкретную задачу, кто обладает необходимыми для этого ресурсами и компетенциями.
Они легко внедряют новшества в компанию, проще идут на изменения: им не довелось рисковать в турбулентные девяностые, поэтому теперь они готовы пробовать новое. Русская модель управления довольно парадоксальна и загадочна с точки зрения стороннего наблюдателя, но для нас очевидна и эффективна, о чем свидетельствуют масштабы российского бизнеса.

Дайте нам то, что нужно.
Базовые инструменты бизнес образования- передовые технологии и модели, методики раскрытия лидерского потенциала, бизнес-кейсы из практики компаний, выступления приглашенных гуру и экспертов. Российская аудитория с удовольствием слушает эти выступления.Мы любим масштабность — слушателям интересно разбирать примеры не маленьких и даже не средних, а именно больших бизнесов. Российские руководители по-своему воспринимают опыт гуру. авторитет специалиста передает аудитории эмоциональный заряд, и руководители начинают проецировать идеи и рецепты гуру на себя, на свою компанию. В действительности же опыт гуру имеет ценность в рамках определенного временного промежутка и в определенной отрасли. В бизнесе сложно найти универсальное решение. Практикуются и выступления приглашенных менеджеров, экспертов.От них ждут конкретных рецептов решения конкретных проблем, чтобы руководители могли применить их сию же минуту.Более того, результат от применения рецептов должен быть моментальным.
Часто для ведения программ бизнес-школы приглашают зарубежных преподавателей. Их лекции вызывают большой интерес, особенно если они представляют известную западную школу: нам нравится называть звучные имена профессоров, у которых мы учились.
Западная методика работы с кейсами приобретает особое звучание в российском контексте. Российские слушатели не читают длинных ситуаций. Наша аудитория оценивает информацию с первых двух-трех страниц и уже готова ее обсуждать, дискутировать. Поэтому предложенные разными преподавателями кейсы на 30-40 страницах редко работают в нашей аудитории высших руководителей. А вот актуальные короткие и живые ситуации идут на «ура».
Другой аспект бизнес-образования- раскрытие потенциала лидерства при помощи психологических тестов, которые на Западе обычно служат стартовой площадкой для составления программ обучения. В силу особенностей русской модели управления руководители чаще всего отказываются от прохождения тестов вместе со своими подчиненными и не воспринимают их итоги однозначно.
Топ-менеджеры, которые приходят на краткосрочные программы обучения, не хотят теории, не подкрепленной успешный опытом. Они просят показать, как то, о чем им рассказывают, работает. Мы — практичная нация и очень ценим применимость знания на практике. Впрочем, это особенность всех бизнесменов: дайте то, что мне нужно.

Подходит ли нашей культуре тезис западного обучения?
На Западе используют интересный подход к обучению: touching your heart, head and hands — то есть образование через сердце (эмоции), голову (разум) и руки (практику), через все уровни компетенций — интеллектуальных и эмоциональных. Для русского менталитета характерно главенствование эмоциональной составляющей — heart. Далее мы задействуем head — у нас пытливый ум и нам хочется узнать, как все работает. Наконец, hands — пробуем, внедряем, применяем. В некоторых случаях мы сначала пробуем, делаем, а уже потом проясняем технические детали. Эмоциональное лидерство в России также имеет свои особенности. Для нас — эмоциональное лидерство должно быть врожденным: харизма и есть совокупность качеств эмоционального интеллекта по-российски. Это и умение заразить энергией, и умение вести за собой. Поэтому лидеры-руководители, обучающиеся по программам бизнес-школ, требуют от преподавателей высокого уровня
эмоциональной вовлеченности. Они должны испытывать эмоциональный контакт с преподавателем, чувствовать его профессионализм на уровне интуиции. Чтобы открыть дорогу к разуму, необходимо задействовать сердце, зацепить аудиторию, заразить энергетикой, расположить к себе.

Сможет ли российский предприниматель, стать лидером на мировом уровне?
Лидеру необходимо постоянно развиваться, постоянно идти вперед. За этим и приходят в бизнес-школу- за идеями для будущего, которые станут ключом к успеху нового уровня. Россия, соответственно и наш бизнес, интегрирована в глобальное сообщество, мы будем развиваться вместе с ним. Поэтому лидер будущего — это глобальный лидер, который знаком с другими культурами и, главное, толерантен к ним. Глобальное мышление- это не утрата национального самосознания, а, наоборот, его обогащение. станет ли российский лидер глобальным лидером? Очень похоже, что станет: мы не хотим ограничиваться рамками собственной модели, культуры и традиций. Мы хотим развиваться, меняться. Более того, мы умеем работать и в экстремальных условиях.
Но что еще, кроме умения работать в меняющейся среде, необходимо для глобального лидера? Как это ни парадоксально, лидер будущего должен научиться не лидировать. В условиях разрастающегося бизнеса, в условиях колоссальных изменений уже невозможно контролировать каждое звено и каждый процесс, невозможно брать на себя всю ответственность.Будущее- за работой в команде, все более и более расширяющейся. Лидер будущего должен обладать высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта, то есть уметь общаться, мотивировать и доверять людям. Он должен позволять команде брать на себя лидерство.
Его задача — быть эффективным в любой культуре, заряжать своей энергией команду, поддерживать людей в сложной ситуации. Лидер будущего — это катализатор успеха для других, а значит, и для себя.

Уставшая EkaterinaRanie специально для ekavuz.ru

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или, если вы уже зарегистрировались, зайдите на сайт под своим логином.