Девушки и татуировки - главная кинопремьера января


“Да у нее даже татуировка не во всю спину!” — раздается из другой комнаты, и я вспоминаю, что нужно срочно сходить в кино. “Девушка...” была самой ожидаемой январской новинкой. Во-первых шведский фильм 2009 года, если кто смотрел, знает, был ай-как-хорош! Во-вторых, Финчер. Финчер не просто режиссер, но серьезное имя. Я, например, всегда смотрю его работы, чтобы сказать им свое твердое “нет” (всем, кроме двух фильмов на сегодняшний день), и очень многие смотрят, просто потому что Финчер, не зная, что это, толком, означает.
Поэтому буквально на следующий день после Нового Года я устроилась в кресле кинозала, широко раскрыв глаза и рот — а заставка-то крутая! Крутая настолько, что три минуты пролетают незаметно и хочется, чтобы эта “магия черного”, которая вышла из под пальцев графических умельцев, не заканчивалась вообще никогда. Но тут заставка резко обрывается, и начинается кино. Американское, красивое, бессмысленное и беспощадное.

Хотя, нет, вру — смысл здесь, конечно, есть. Захватывающий сюжет Стига Ларссона о хитросплетениях отношений мужчин и женщин; высококлассный детектив о том, как обвиняемый в клевете журналист и ранимая, неуравновешенная, татуированная девушка, затянутая в черную кожу, расследуют дело девочки, пропавшей сорок лет назад — такую историю сложно испортить. 600 страниц книги, насыщенных событиями, неожиданными поворотами, эмоциональным напряжением… Но давайте по порядку.
Журналист Микаэль Блумквист решает на время скрыться от бурлящего Стокгольма (где его таскают по судам и ругают во всех СМИ) во владениях могущественного клана Вангер. Глава семьи Вангер уже сорок лет получает на свой день рожденья засушенные веточки разных растений, точь в точь такие, как когда-то дарила ему племянница, таинственно пропавшая как раз сорок лет назад. В то же время в Стокгольме за жизнью Блумквиста пристально следит одна необычная девушка Лисбет Саландер: отчаянный хакер, немного преступница и социопатка, загнанный зверек, отчаянно дерущийся с системой, со злобой вокруг и внутри себя. Девушка, у которой, ну очень сложные отношения с миром мужчин — что отражено в названии первого фильма и в самом сюжете очень заметно (“Мужчины, которые ненавидят женщин”).


Финчер — мастер снимать эстетически отличную картинку: с визуальной точки зрения здесь прекрасно все. Планы, динамика, стиль — Лисбет из отчужденного фрика превращается в суперсексуальную фэшн-икону (попробуйте иначе объяснить шумиху с капсульной модной коллекцией “Девушка с татуировкой дракона H&M”). Она постоянно меняет укладки, носит модные рваные майки, а татуировки и мотоцикл — это для нее скорее аксессуары, но никак не способ выразить свою боль. Финчеровская Лисбет явно демонстрирует, что режиссер не очень знаком с миром таких особенных неформальных девушек, которые сильные снаружи, но слабые внутри: она скачет из тихони в нереально крутую тетку, у которой и память фотографическая, и дерется она лучше мужиков, и шить умеет (не пуговицы, а раны — но все же), и орет благим матом “Я сумасшедшая!” Она здесь именно что сумасшедшая, нерациональная. А сам надлом ее жизни уходит на второй план.



В то же время Микаэль Блумквист тоже уходит куда-то в сторону. Финчер, чувствуя, что миром правит феминизм и резкие телочки, делает Лисбет главной героиней. В итоге мы имеем ореол истории про журналиста, недокрученную детективную историю, которая является лишь фоном для демонстрации крутости Лисбет, и Лисбет, которая все время маячит в кадре, но совершенно непонятно, что за трагедия у нее в жизни, как она такой стала, и почему в конечном итоге влюбляется в Блумквиста. Настоящее новогоднее Оливье из сменяющих друг друга кадров в произвольном порядке.


Я точно знаю, что тем, кто не смотрел фильм 2009 года, “Девушка...” понравится. За провокацию, за образность, за историю. Но дело в том, что этот фильм никогда не вдохновит вас прочитать первоисточник или сравнить с другим фильмом по той же истории — потому что Финчер эту историю полностью раскрутил и уничтожил. Поставил акценты не там где нужно — и вуаля, вместо задушевной драмы получился средний одноразовый боевичок.
Вообще конфликт старой и новой “Девушки...” — не что иное, как классический конфликт американского и европейского кино. Американцы снимают одними штампами, европейцы — совсем другими. Америка хороша в боевиках, снятых по классическим канонам и в комедиях, где зашкаливает уровень всем известного юмора. Европа — это реализм, патология во всех ее проявлениях: от диалогов до типажей. Американцы любят громкие, красивые, счастливые финалы, европейцы — мастера оставлять вопрос открытым.
Как раз финал получился и вовсе непонятный: то, что шведы уместили в три минуты, американцы развернули на полчаса, очень скучные полчаса, которые ни к чему не ведут и никакой новой идеи зрителю не подкидывают. Ясно, что так было решено отделить один фильм от другого, сделать его менее похожим, более близким к книге (в европейской версии концовку урезали) — и еще раз ткнуть зрителя носом в обозначенное авторство. Но мне открытый финал показался приятнее и понятнее.
Надо ли говорить, что бюджет американского ремейка в 9 раз превышает бюджет шведского оригинала, и это при том, что посредством продакт-плейсмента здесь вас познакомят со всеми марками, которые стоит знать: Apple, Coca-Cola, Volvo, Mcdonald’s, Malboro, Sony и многие другие — представляют… И не смущайтесь, что в Швеции никто даже не пишет по-шведски (хотя вывески в магазинах, молодцы, поменяли).

Но самое главное — ребята, это же детектив! А в новом фильме сразу очевидно, кто накосячил и девушек убил — и вот этого я Финчеру простить не могу.



PS С моего сеанса никто из зала не ушел — но после фильма родители, случайно выбравшие этот фильм для новогоднего семейного похода в кино, вставали бледные. Притащить детей на фильм со сценами анального изнасилования — это, конечно, надо умудриться. Поэтому будьте внимательнее, знайте, на что вы идете. Финчер сценам сексуального характера времени не пожалел — их даже больше, чем в оригинале.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Последнее время только и слышу об этом фильме. Может всё-таки стоит посмотреть…
avatar

janyca

  • 05 января 2012, 21:06


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или, если вы уже зарегистрировались, зайдите на сайт под своим логином.