Рейтинг
+4.78
голосов:
4
avatar

Блог «Новости»

Проект екатеринбуржцев поборется за грант

По итогам конкурса проектных концепций в рамках инициативы «Музей. Сила места» определены участники очередного этапа данной инициативы Фонда Потанина: 10 городских команд, чьи концепции заняли наиболее высокие места в рейтинге по результатам экспертной оценки, получат возможность стать слушателями партнерской образовательной программы Московской школы управления СКОЛКОВО и Фонда Потанина. В их числе проектная концепция команды ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» под руководством Пискуновой Ларисы Петровны из Екатеринбурга.
По завершении образовательной программы, командам предстоит побороться за право получить грант на трехлетний проект, направленный на решение актуальных вопросов городской среды. Грантовый фонд инициативы составляет 45 млн рублей.

Инициатива «Музей. Сила места», которая продолжает и развивает работу Фонда Потанина по поддержке музеев, призвана открыть потенциал культуры как драйвера социально-экономического развития. Первым событием инициативы стала форсайт-сессия, состоявшаяся в рамках форума «Музейный гид» в июне прошлого года. К участию в ней были приглашены 24 города, – выбор участвующих регионов был основан на результатах исследования культурного потенциала российских регионов Московской высшей школы социальных и экономических наук. 96 участников из 20 городов сформулировали видение будущей социокультурной среды для своих территорий и для страны в целом, а также видение роли своих организаций в этом.

Отбор на следующий этап – участие в коротком образовательном модуле – проводился в заочном формате. Участникам форсайта было предложено продумать концепцию проекта по ревитализации социокультурной среды своего региона и подготовить эссе. На конкурс поступило 57 заявок, из которых в следующий тур перешли 30. Таким образом, в октябре 2018 года 30 представителей культурных институций из 16 городов прошли образовательный интенсив в Московской школе управления СКОЛКОВО и получили возможность сформировать региональные команды и создать проектные концепции.

На этапе конкурса проектных концепций было получено 25 заявок от междисциплинарных команд, из которых были отобраны 10 лучших. Каждую команду представляет руководитель и двое участников.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева: «Музейный форсайт, ставший первым этапом отбора участников нашей инициативы, обнаружил кризис представлений об общем будущем. Но ситуация перевернулась, когда участники перешли к активной работе над проектами и погрузились в изучение устойчивых партнерских моделей и опыта своих городов. Результаты превзошли все ожидания, – в этом-то и состоит фокус нашей инициативы, направленный на междисциплинарность. При таком подходе преобразующие возможности культуры становятся безграничными. Думаю, что осенний интенсив дал импульс к переосмыслению традиционных представлений о деятельности организаций культуры всем его участникам. А победителям конкурса, которые скоро продолжат учебу, желаю множество творческих открытий и находок, которые станут прочной основной позитивных изменений в российских городах».

2018 год прошел для Фонда Потанина под эгидой реализации новой стратегии

2018 год прошел для Фонда Потанина под эгидой реализации новой стратегии. Это проявилось, в первую очередь, в определении наших ближайших планов и работе в соответствии с ними. В конце 2017 года были объявлены, а в начале 2018 – запущены новые программы. В частности, появилась программа «Эффективная филантропия», объединившая наши усилия в сфере развития филантропии и целевых капиталов. Существенные изменения в музейной поддержке отразила программа «Музей без границ», которая включила в себя новые конкурсы и инициативы. Стипендиальная программа Владимира Потанина — наш старейший проект — объединила все образовательные инициативы Фонда.

Мы не просто укрупнили программы и ввели новые конкурсы и инициативы. Все программы предусматривают теперь очень важный элемент, связанный с нашим пониманием того сектора, который мы хотим развивать. Сегодня во всех программах, будь то поддержка исследовательских инициатив грантополучателей или собственные инициативы Фонда, так или иначе присутствуют исследовательские компоненты. В связи с этим наши решения и действия становятся более доказательными.

Стоит отметить еще два важных аспекта всех наших программ. Как и всегда, сегодня мы поддерживаем в первую очередь лидеров. Это касается в равной степени индивидуальных стипендий для студентов, грантов для преподавателей, грантов, связанных с профессиональной мобильностью музейных работников или сотрудников НКО, и поддержки организации, где также важна роль руководителя проекта, личности.

Третья важная составляющая программ — это поддержка организаций, которые позволяют нам реализовывать проекты. Какой бы отличной ни была идея, каким бы замечательным ни был человек, пытающийся ее воплотить, без институционального развития эта идея может не быть реализована. В связи с этим появились изменения в поддержке самих организаций, в частности, возникли два новых конкурса — на создание центров знаний по целевым капиталам и по социальным инновациям в сфере культуры. Мы надеемся, что такая институциональная поддержка позволит секторам, с одной стороны, развиваться, а с другой стороны, способствовать реализации прорывных идей.

Кроме того, когда мы стали говорить об институциональной поддержке, мы пересмотрели и свой подход к проектным инициативам, в частности, к проектным грантам. Мы хотим на практике показать, что доверяем грантополучателям и даем возможность организациям гибко развивать проект по мере работы над ним. Мы также сделали проекты более длинными и масштабными. Даже наши традиционные проекты (например, музейные), получают поддержку на период до двух лет, а это гораздо дольше, чем раньше.

Стипендиальная программа Владимира Потанина заработала по-новому

Программа объединила все образовательные инициативы, также мы добавили к традиционным конкурсам для студентов и преподавателей исследование самого поля магистратуры. Пять лет назад, пересматривая программу, мы решили сфокусировать усилия только на одном уровне образования, ведь именно магистратура объединяет целеустремленных студентов, которые реально задумываются о своем будущем и будущей профессии, заинтересованы в качественном образовании, и преподавателей, для которых этот уровень образования позволяет реализовать свои планы. Это значит, что этот образовательный уровень должен быть менее формализован, более гибок, и включать в себя новые интересные проекты и программы. Пять лет этот процесс продолжался и продолжается до сих пор, и к нашим традиционным обсуждениям – ежегодной магистерской конференции – мы решили добавить несколько исследований, именно потому, что наша работа показала нехватку знаний о том, что такое магистратура. Мы надеемся, что эти исследования позволят самой магистратуре развиваться и стать другой.

Важные события 2018 года

2018 год для Фонда Потанина был богат на самые разнообразные события. В первую очередь хочется отметить успехи наших грантополучателей. Изданная в рамках проекта «Строгановы — предпринимательство и культура» книга была номинирована на премию The Art Newspaper Russia, музейный проект «Campus Martius, как стать гражданином Пермского университета» завоевал престижную премию Международного комитета университетских музеев и коллекций ИКОМ UMAC Awards. Ряд проектов получил региональное признание: проект «Деньги гражданской войны: игры престолов» отмечен премией губернатора Хабаровского края, проект «Строгановы — предпринимательство и культура» получил премию Пермского края. Инициативы наших стипендиатов и грантополучателей на местах становятся заметны, с победителями конкурсов Стипендиальной программы из Омска, например, встречался губернатор Омской области.

Есть и федеральное признание — проект «My Mentor», который начинался как волонтерская инициатива студентов МГИМО, признан лучшим волонтерским проектом на конкурсе «Доброволец России – 2018». Несколько наших грантополучателей вошли в Совет по культуре и искусству и Совет по правам человека при Президенте РФ. Победителей наших конкурсов отмечают и на международном уровне. В частности, красноярский музей «Площадь мира» и музейно-выставочный комплекс «Находка» номинированы на звание «Европейский музей года». Это далеко не полный список побед наших грантополучателей, сегодня их программы и проекты получают широкое признание. Если говорить о самом Фонде Потанина, то его международные инициативы по продвижению современного искусства получили награду «Меценаты ХХI века», которая вручалась в Европейском парламенте в Брюсселе.

Студенты УрФУ прошли во второй тур конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина 2018/19

Подведены итоги первого (заочного) этапа студенческого конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина. Конкурс проводится с целью поддержки наиболее способных и социально активных студентов очной магистратуры ведущих вузов России, согласно рейтингу высших учебных заведений Фонда.

Из УрФУ поступило 81 заявка на конкурс. Эти показатели существенно лучше по сравнению с прошлым годом — в 2017 году заявок от УрФУ было 65.

В 2018/19 в стипендиальном конкурсе приняли участие студенты из 75 российских университетов. Интерес к конкурсу проявили 6286 человек, после проведения технической экспертизы (включая проверку на наличие плагиата) к участию допущены 3324 заявки. Во второй тур по результатам заочной экспертизы прошли 1998 человек.

Директор программ фонда Наталья Шульгина: «В этом году мы решили сделать ставку на повышение качества студенческих заявок. Для этого мы существенно доработали как формальные, так и содержательные требования к заявке. Например, мы впервые провели полную проверку всех заявок на наличие плагиата, добавили эссе на тему лидерства. Конкурс был проведен в более сжатые сроки и приобрел бОльшую динамику. Оказались ли эти нововведения оправданными? Наш ответ, безусловно, положительный. Эксперты заочного тура отмечают возросший уровень качества заявок, мотивированности заявителей, их вдумчивого и осознанного подхода к теме лидерства. При этом нас очень порадовал тот факт, что 90% заявителей успешно прошли проверку на плагиат, это говорит о высокой академической культуре участников нашего конкурса. По этой причине было принято решение пригласить на очный отбор 1998 студентов, что на 53 человека больше, чем в прошлом году. В этом году к программе присоединились три новых университета: Московский городской педагогический университет, Российский государственный социальный университет и Самарский государственный технический университет; в программу вернулся Европейский университет. Мы рады, что студенты этих вузов, как и представители остальных 71 вузов-участников, прошли на очный этап конкурса. Желаем удачи полуфиналистам и ждем встречи на отборах!».

Очные туры в формате деловых игр и деловых кейсов пройдут в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Ростове-на-Дону, Томске и Тюмени.

Как и в прошлом году, партнером Фонда по проведению очного тура студенческого конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2018/19 является ООО «Выход» (группа компаний ЕВМ).

По итогам двух туров стипендиального конкурса эксперты определят 500 победителей, еще 10 человек войдут в резервный список. Победители конкурса будут получать именную стипендию Владимира Потанина в размере 20 000 рублей ежемесячно, начиная с февраля 2019 года и до окончания обучения в магистратуре.

Фонд Потанина участвует в пополнении коллекции Государственного Эрмитажа

В рамках Международных дней друзей Эрмитажа музей представил новые поступления в свою коллекцию: первую видеоинсталляцию в собрании музея – «Море безмолвия» Билла Виолы, дар фонда, – и работу Ансельма Кифера «Аврора», приобретенную музеем на средства Фонда Потанина и Фонда развития Государственного Эрмитажа.
Картина одного из крупнейших художников послевоенной Германии «Аврора» была представлена в числе прочих на выставке «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову», проходившей в сентябре 2017 в парадных залах Зимнего дворца, и создавалась художником специально для Санкт-Петербурга. Видеоинсталляция американского пионера видеоарта Билла Виолы также экспонировалась в Эрмитаже в 2014 году на выставке «Билл Виола. Море безмолвия» и была приурочена к 250-летию музея. Теперь работы художников получили постоянную прописку в Эрмитаже, – новейшие приобретения выставлены в зале 353 Главного штаба.
«Пополнение коллекций произведениями современного искусства остается сложной темой даже для крупных российских музеев с мировым именем. В последние годы случаи приобретения значимых работ современных художников можно пересчитать по пальцам. Поэтому мы рады возможности поддержать Эрмитаж в расширении коллекции – так же, как мы поддержали Третьяковскую галерею, передав ей в дар работу Эрика Булатова «Картина и зрители». Мы уверены, что лучшие образцы современного искусства, в том числе и западного, должны быть достоянием общества, быть доступными широкой публике, а не только узкому кругу ценителей. Это – один из способов участия в глобальном культурном диалоге. Кроме того, сам факт такого приобретения является во многом символическим событием: для музея это знак развития и перспектив, а для меценатов и дарителей – возможность задуматься о появлении тренда, к которому стоит присоединиться», — говорит генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.
Партнерство Фонда и Государственного Эрмитажа продолжается в течение почти 20 лет. В истории сотрудничества уже были случаи приобретения для коллекции музея знаковых экспонатов – в 2002 Владимир Потанин приобрел «Черный квадрат» Казимира Малевича. Учредитель Фонда стоял у истоков создания Фонда развития Государственного Эрмитажа – эндаумента, доходы от которого позволяют реализовывать стратегические проекты по развитию музея. Фонд поддерживает музей в его работе по сохранению культурного наследия и стремлении развиваться, меняя свой облик в контексте XXI века. Стремясь поощрить наиболее активных и творческих сотрудников музея, Фонд осуществляет две грантовые программы: индивидуальных грантов «За вклад в развитие Эрмитажа» и грантов на научные поездки и стажировки.

Идет прием заявок на участие в международном форуме «Эндаументы 2019»

5 апреля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО проводят III Международный форум «Эндаументы-2019».
Цель форума – поддержка сообщества, заинтересованного в конструктивном диалоге о роли и возможностях эндаументов в развитии некоммерческого сектора в России. В третий раз форум станет пространством для обсуждения тенденций профессионального развития российских некоммерческих организаций, продвижения лучших практик, способов повышения устойчивости социальной сферы, образования, науки, культуры и искусства.
К участию в форуме приглашаются специалисты по работе с целевыми капиталами, представители некоммерческих организаций, заинтересованных в применении модели эндаумента, а также представители бизнеса, управляющих компаний, меценаты.
Участникам форума будет предложено обсудить следующие темы:
• Законодательное регулирование модели целевого капитала
• Особенности образования и продвижения эндаументов в разных сферах
• Специфика работы эндаументов в регионах
• Вопросы распределения дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал
• Принципы добросовестности эндаументов
• Каналы и инструменты коммуникаций
• Современные модели фандрайзинга
• Российские и зарубежные кейсы и лучшие практики
• Социальные финансы (новые финансовые инструменты для решения социальных проблем).
Программой форума предусмотрены различные форматы:
• тематические сессии
• дискуссии
• круглые столы (презентации до 5 минут, сопровождаемые кратким обсуждением с экспертами и участниками форума)
• кейсы
• интерактивные форматы, такие как World Cafe, PechaKucha, «открытый микрофон» и пр.
• постерная сессия (возможность представить тему или кейс в виде графического плаката или стенда).
Начинается прием заявок на содержательное участие в форуме:
Подать заявку на организацию сессии
Подать заявку на выступление
Подать заявку на участие в постерной сессии
Длительность одной сессии не более 90 минут. В отдельной сессии не должно быть более двух выступлений от одной организации. Рекламные выступления, распространение коммерческих буклетов, сбор баз данных и само-презентации, целевой фандрайзинг организаций и частных лиц на форуме не предполагаются.
Для иногородних участников, подающих заявки на индивидуальные выступления, предусмотрены гранты на поездки, покрывающие транспортные расходы и расходы на проживание. Организаторы сессий и других групповых форматов обеспечивают приезд иногородних участников, указанных в заявке.
Предложения по организации сессий рассматриваются Программным комитетом на этапе экспертизы заявок и формирования программы форума.
Решение Программного комитета о включении в программу форума будет принято после экспертизы заявок, выбранные заявители будут уведомлены об участии по электронной почте.
Порядок приема заявок на участие:
• Приём заявок на конкурс для участия в форуме в качестве организатора сессии или выступающего — до 15 января 2019 г. включительно.
• Информирование заявителей о результатах конкурса заявок — до 22 февраля 2019 г. включительно.
• Регистрация на форум в качестве слушателей начнется в феврале 2019 г.

В Государственном Эрмитаже состоялось награждение победителей конкурса «Искусный глагол» из Екатеринбурга

5 декабря 2018 в Государственном Эрмитаже наградили победителей третьего межрегионального конкурса «Искусный глагол». Вручение дипломов было приурочено к Дням Эрмитажа и стало частью торжественной церемонии чествования лучших сотрудников музея, которую традиционно проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина в декабре.
В конкурсе приняли участие более 200 журналистов и блогеров из 17 регионов России, освещающих вопросы культуры и искусства. Учредителями конкурса являются Благотворительный фонд Владимира Потанина, Государственный Эрмитаж и Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов: «Мы ценим, что журналистское сообщество с интересом вникает в планы музея по нашей программе «Большой Эрмитаж». Для этого нужен большой кругозор. Он присущ тем, кого мы хотели отметить премией, учрежденной Эрмитажем совместно с Фондом Потанина».
Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин: «Премия – дань памяти Владимиру Матвееву, который много сделал для Эрмитажа, его существующих и будущих спутников. Она решает несколько задач, от стимулирования культурной журналистики до объединения эрмитажных центров, восприятия их как единого пространства».
Генеральный директор фонда Оксана Орачева: «Победители конкурса — настоящие «маяки», отмечающие точки наивысших профессиональных успехов и ориентиры для всего журналистского сообщества. Поддержка именно таких людей входила в наши планы, когда мы год назад учреждали премию. Надеюсь, что с ее помощью мы не только помогаем становлению «Большого Эрмитажа», но и открываем новые имена региональных журналистов, пишущих о культуре, тем самым развивая среду».
Абсолютными победителями конкурса «Искусный глагол» из Екатеринбурга в 2018 году стали: в номинации «Лучший блогерский материал» — Вадим Овчинников, «Культурное просвещение», в номинации «Лучшее интервью» — Маргарита Балакирская, радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге», в номинации «Лучшее СМИ в сфере культуры» — портал «Культура Екатеринбурга» (Екатеринбург).
Гран-при премии «Искусный глагол 2018» получила журналист портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова.
Первый конкурс «Искусный глагол» проходил в 2016 году. Его основные цели – развитие журналистики в сфере культуры, повышение творческой активности и профессионального мастерства журналистов, блогеров и редакций СМИ в области культуры и искусства, а также популяризация культурного наследия и традиций для всех жителей страны.
За три года проведения конкурса количество участников увеличилось более чем в три раза, а количество представленных городов – в пять.
В 2018 году конкурс проходил в 20 городах России, среди которых Абакан, Барнаул, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Йошкар-Ола, Кемерово, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Томск, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Челябинск, Хабаровск.

Фонд Потанина отмечен международной премией за вклад в развитие современного искусства

28 ноября в Европейском парламенте Брюсселя прошла торжественная церемония награждения победителей премии Corporate Art Awards, проводимой под патронажем Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии. Благотворительный фонд Владимира Потанина получил награду в сфере поддержки и продвижения современного искусства.
Заявка включила в себя сразу несколько знаковых инициатив Фонда по продвижению современного искусства: проект «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов: уникальный дар музею» (2016), публичные дискуссии в Третьяковской галерее «Культурное лидерство в современном мире» (2016) и «Культура без границ» (2018) с выдающимися людьми культурной сферы из России, Европы и Америки, передачу в дар Третьяковской галерее работы Эрика Булатова «Картина и зрители» (2017) и открытие пространства в Новой Третьяковке «Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas.academy».
Куратор премии Corporate Art Awards Лука Дезиата: «Искусство – важнейшая составляющая Года культурного наследия, который мы все отмечаем. Культурное наследие, как материальное, так и нематериальное, – это наше общее богатство и наше послание будущим поколениям. Это незаменимое хранилище знаний и надежный ресурс экономического роста, занятости и социальной общности. Культурное наследие обогащает жизнь сотен миллионов людей, является источником вдохновения для певцов и художников, а также двигателем культурной и творческой индустрий. Европейский парламент всегда был сторонником поощрения культурного разнообразия в ЕС, и прекрасно, что призыв к инвестированию ресурсов в культуру звучит все чаще. Я поздравляю всех победителей и считаю, что мы должны продолжать продвигать искусство и культуру в нашей повседневной работе».
Генеральный директор Фонда Оксана Орачева: «Фонд Потанина стремится поддерживать культурные инициативы, которые поощряют культурный обмен, создают условия для диалога и возникновения новых партнерств, формируют позитивный имидж нашей страны. Мы верим, что культура обладает огромным потенциалом в объединении стран и людей. Это часть нашей миссии, и мы делаем все возможное для того, чтобы поддерживать культурные институции в их важной работе».

Фонд Потанина был отмечен этой премией во второй раз. В 2016-м инициатива Фонда по продвижению русского современного искусства была признана лучшим филантропическим проектом.

Международная премия Corporate Art Awards была учреждена в 2016 году компанией pptArt – первой краудсорсинговой платформой по финансированию искусства корпорациями и частными лицами, в сотрудничестве с LUISS Business School, и уже несколько лет проходит под патронажем Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии. Цель премии – привлечь внимание общественности к деятельности институций, коммерческих организаций и частных инвесторов, которые принимают активное участие в развитии искусства и общества в целом. В 2018 году на премию номинировались 42 организации из 18 стран. Среди номинантов: American Express, BMW, Fiat, Collection Pictet, Deutsche Bank, Google Arts & Culture, HBC, Würth Group и др.

Стартовал очередной конкурс музейных проектов «Музей 4.0»

С 26 ноября 2018 года по 20 февраля 2019 включительно Фонд Потанина принимает заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность, на конкурс проектов «Музей 4.0».
Конкурс «Музей 4.0» позволяет расширить традиционные рамки музейной работы, привнести в деятельность музеев новые социальные технологии, перенастроить существующий инструментарий и получить новый качественный эффект. В центре внимания конкурса – взаимодействие, участие, гибкость.
Конкурс проводится в 4-х номинациях: «Инструменты и технологии», «Культура участия», «Сетевые партнерства» и «Новые вызовы» в рамках благотворительной программы «Музей без границ».
«Первый конкурс «Музей 4.0» весной прошлого года подтвердил, насколько высока проектная активность музеев и востребованность их грантовой поддержки. На грантовый фонд в 50 млн руб. претендовали 468 проектов из 74 регионов, 15 из них стали победителями. Мы уверены, что потенциал музейных и культурных проектов очень широк. Музеи сегодня вместе с местным сообществом активно участвуют в решении социальных задач, работают с локальной повесткой, внедряют современные технологические решения, создают среду равных возможностей, являются творческими и просветительскими центрами, объединяющими партнеров из разных сфер деятельности и разных регионов. И крайне важно, чтобы их проекты не ограничивались созданием отдельных музейных, туристических, просветительских продуктов, но были нацелены на устойчивые положительные изменения в обществе. А, чтобы достичь этих изменений, необходимо «выходить за стены музея» и использовать, помимо музейных практик, успешный опыт из других областей», – говорит директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Лапидус.
В номинациях «Инструменты и технологии», «Культура участия» период гранта – от 12 до 18 месяцев. Максимальный размер гранта – 2 млн рублей.
В номинации «Сетевые партнерства» период гранта – от 12 до 24 месяцев. Максимальный размер гранта – 2 млн рублей.
В номинации «Новые вызовы» период гранта также от 12 до 24 месяцев. Максимальный размер гранта – 5 млн рублей.
Грантовый фонд конкурса – 50 млн рублей.
Заявки принимаются на портале Фонда: zayavka.fondpotanin.ru
Подробнее о конкурсе: museum.fondpotanin.ru

Новые возможности для музейных стажировок

Фонд Потанина объявляет прием заявок на участие профессионалов музейной сферы в образовательных поездках по России и за рубежом.

В фокусе конкурса «Музейный десант» — профессиональная мобильность сотрудников российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность. Победители конкурса получают гранты на поездки для знакомства с опытом ведущих музейных организаций и их партнеров из других областей деятельности в России и за рубежом, а также участия в индивидуальном обучении, семинарах и образовательных программах.

«Конкурс „Музейный десант“ — индикатор актуальных вопросов для музейного сообщества. Тематика поездок музейных специалистов постепенно становится более разнообразной: кроме традиционных вопросов реставрации, хранения, работы с посетителями, инклюзии, участникам все более интересны маркетинг, развитие системы гостеприимства, цифровая трансформация, работа с большими данными, проектирование художественных пространств, формирование партнерств», — говорит директор программ фонда Ирина Лапидус.

Заявки принимаются в 4-х номинациях: «Индивидуальные поездки по России», «Индивидуальные поездки за рубеж», «Групповые поездки по России для молодых музейных специалистов» и «Групповые поездки за рубеж».

В ответ на этот запрос Фонд Потанина продолжает расширять возможности номинаций. Как и в 2017 году, участники конкурса могут планировать индивидуальные поездки не в один, а в несколько музеев в России и за рубежом. Или в немузейные организации, опыт которых хотели бы применить (вузы, исследовательские лаборатории, IT-компании, центры урбанистики и др.). Программы групповых номинаций нынешнего цикла также дают возможность посмотреть на музейную деятельность в другом ракурсе.

Групповая поездка для молодых сотрудников музеев «Школа музейного лидерства: гид по компетенциям» сосредоточена на развитии гибких социальных навыков, необходимых для успешного развития музеев сегодня: как формировать команду, вести внутренние и внешние коммуникации, адаптироваться к изменяющимся условиям и др.

Групповая поездка «Современное искусство — для социальных преобразований» — партнерская инициатива Фонда Потанина и La Caixa Banking Foundation — на примере культурных институций Мадрида и Барселоны покажет российским кураторам, организаторам арт-пространств и резиденций, как современное искусство отражает социальные и экономические изменения, служит инструментом социальных преобразований, вовлечения музейных организаций в улучшение качества социокультурной среды.

Заявки принимаются до 17 декабря 2018 года включительно на портале Фонда Потанина: zayavka.fondpotanin.ru

Создание целевых фондов впервые обсудили на культурном форуме в Петербурге

Тема целевых капиталов впервые прозвучала на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Опытом в ходе дискуссии «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства», организованной Фондом, поделились представители российских и зарубежных культурных учреждений.
В секции приняли участие:
• Ян Ле Туэ, директор департамента по связям с партнерами и меценатами, музей Лувра, Франция
• Игнаси Миро, директор по проектам в области культуры, Банковский фонд «Ла Кайша», Испания
• Джерри Салол, исполнительный директор Европейского центра фондов, Бельгия
• Бьерн Стенверс, исполнительный директор, фонд целевого капитала Международного совета музеев ИКОМ
• Юрий Трофимов, министр культуры Омской области
• Френсис Уэр, cтарший исполнительный директор, Ашмолеанский музей археологии и искусства Оксфорд, Великобритания
• Адриен Франчески, менеджер департамента по связям с партнерами и меценатами, музей Лувра, Франция
• Виктория Шамликашвили, председатель Попечительского совета фонда целевого капитала Бориса Эйфмана.
Модераторами дискуссии выступили Светлана Миронюк, руководитель службы маркетинга и развития бизнеса, PwC Россия, и Оксана Орачева, генеральный директор Фонда.
Оксана Орачева: «Тема эндаумент-фондов впервые представлена на культурном форуме. Очень важно знать и свой собственный, и международный опыт, и, отталкиваясь от него, думать, куда нам двигаться дальше… Мы видим, что эндаументы в разных странах возникают в разное время, требуются определенные усилия всех сторон, сотрудничество власти, бизнеса, культурных институций» (в интервью ТАСС).
Она отметила, что невозможно какое-то единое, универсальное решение для успешного создания целевого капитала. «Важно, чтобы от учреждений культуры был запрос на изменения в этой сфере — требуется государственная поддержка именно в создании определенной базы развития эндаументов в России, их юридическое оформление, специальные законы или уточнение существующих», — считает Орачева.
«В_нашем быстро меняющемся мире, когда всегда будет не хватать денег, хочется иметь впереди высокую цель, стремиться к ней и иметь для этого ресурсы», — добавила генеральный директор Благотворительного фонда Потанина. По словам Орачевой, в области создания эндаументов России наиболее близок опыт французских коллег, так как в обеих странах закон, касающийся целевых фондов, был принят примерно в одно время — чуть больше 10 лет назад.
«Изначально во Франции такой формы, как фонд целевого капитала, не существовало. Но правительство и Лувр решили в 2009 году создать такой фонд, поскольку у нас есть сотрудничество с ОАЭ, есть проект «Лувр Абу-Даби». В рамках этого партнерства Лувр продал свой бренд на 30 лет, за счет этого были получены очень большие деньги — около €150 млн. И в качестве инструмента управления этими средствами и был создан фонд целевого капитала», — отмечает директор департамента по связям с партнерами и меценатами Лувра Ян Ле Туэ.
Позднее было решено привлекать и других меценатов. Сейчас у Лувра, помимо Абу-Даби, есть еще 11 крупных партнеров, которые могут размещать свои средства для финансирования определенных проектов. Среди них — компании Louis Vuitton, Yves St. Laurent. Помимо доноров из Франции, есть и меценаты из других стран.
«У нас есть много различных инструментов для привлечения средств. Например, ежегодно мы устраиваем программу краудфандинга, в которой может принять участие любой желающий. Взносы могут быть небольшими — €5-10, но в итоге собранной суммы хватает на поддержку какого-либо реставрационного проекта или приобретение нового экспоната в коллекцию музея», — поделился Ян Ле Туэ. Сейчас, по его словам, объем целевого фонда Лувра составляет около €200 млн.
Первый фонд целевого капитала регионального музея в России появился всего два года назад — в Омском областном музее изобразительных искусств им. Врубеля. «Нам было очень важно показать, что мы можем это сделать и можем сделать именно в провинции. И теперь мы на базе музея с помощью фонда Потанина создали учебный центр по эндаумент-фондам для культурных институций регионов России», — рассказал в ходе дискуссии министр культуры Омской области Юрий Трофимов, который ранее занимал должность директора музея имени Врубеля.
По его словам, в программе обучения примут участие представители музеев из разных регионов — от Нижнего Новгорода до Владивостока, всего около 20 участников. Учебный курс рассчитан на два года. «Мы надеемся, что за ближайшие несколько лет хотя бы несколько эндаументов в культурных институциях регионов России возникнут», — добавил Трофимов.
Сейчас объем целевого фонда Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля составляет около 9 млн рублей. «Пусть у нас пока не очень большой фонд, но уже есть дивиденды. Мы купили несколько картин, а также помогли в проведении Дней Эрмитажа в Сибири в этом году», — рассказал министр культуры Омской области.
1 2 3 4 5